ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС ЭНОСИМА ДЗИНДЗЯ

Вызвать карту и схему


Историческое обозрение

Эносима - это название острова, имеющего 4 км в окружности и соединенного с основной территорией города Фудзисава двумя 600-метровыми мостами. На острове находятся три храма, каждый из которых посвящен мифологическим богиням. Легенды говорят, что 29-ый император Кинмей (510-571 гг.) построил маленький алтарь в пещере на южной оконечности, в честь трех богинь - Тагицухиме-но-микото, Ичикисимахиме-но-микото и Таджерехеме-но-микото, которые упомянуты в древней летописи или Кодзики (написание имен троицы несколько иное в японских хрониках "Анналы Японии" (Nihon Shoki - Нихон секи). Первоначальный храм для троицы богинь располагается в префектуре Фукуока и называется "храм Мунаката" {moo-nah-kah-tah}. Отсюда название "Три мунакатских богини".

isletЯпонский буддизм, между прочим, впервые был привезен в 6-м веке из Китая через Корею, в эпоху правления императора Кинмея, и позже пещера стала излюбленным местом для буддистских священников для занятий аскезой. В их числе следует упомянуть монаха Кукея (774-835 гг.), основателя школы Сингон, монаха Энина (794-864 гг.), третьего настоятеля монастыря Энрякудзи около Киото (святое место школы Тендай), монаха Нитирэна (1222-1282 гг.), основателя школы Нитирэн, и монаха Иппена (1239-1289 гг.), основателя школы Дзи. К восьмому веку возник гармоничный сплав синтоизма и буддизма.

Поскольку пещеру часто заливало волнами, после долгих рассуждений было признано необходимым перенести святилище богинь в безопасное место. В 853 г. монах Энин, получивший известность по своему религиозному имени Дзикаку Дайси, соорудил алтарь на вершине острова, от которого алтаря и ведет свое происхождение Накацу-но-мия, - один из рех храмов.

Ёритомо Минамото (1147-1199 гг.), основатель сёгуната Камакура, впервые сюда пригласил богиню Бентен (другое имя - Бензайтен, или Сарасвати на санскрите), и местом пребывания ей указал Кинки-цан Йодзандзи - буддистский храм школы Сингон, поскольку Бентен - это типично буддистский элемент. Он был основан как подворье храма Ниннадзи в Киото. Бентен, обретающейся в новом храме, он молил о победе над кланом Фудзивара, и здесь же нашел упокоение сегун после своей смерти последовавшей в Хирадзуми, в префектуре Ивате в северной части острова Хонсю.

Происшедшая из Вед в индуизме, Benten известна как богиня удачи, тесно свящанная с водой или змеей. (подробности см. Дзэниараи Бентен). В Японии есть три Великих Бентен, одна из которых обитает на острове Эносима. Другие - в Миядзима (Ицукусима) в Хиросиме и в Чикубусима на озере Бива, в префектуре Сига, причем все они располагаются около воды и прежде всего почитаются как покровители путешествующих.

Мольба Ёритомо была услышана. После его победы над кланом Фудзивара в 1189 году, богиня Бентен стала очень влиятельной за ее способность исполнять желания молящихся. В храм потекли прихожане, которые называли его попросту "Эносимская Бентен" вместо официального "Йогандзи". Остров Эносима долгое время оставался священным местомa, доступ на которое имели только высшие слои общества.

В 1600 г. Иэясу Токугава (1542-1616), основатель сёгуната Токугава, посетил храм "Эносимской Бентен" и сделал его официальным молитвенным местом всей семьи Токугава. Его визит резко усилил популярность храма Бентен. В середине эры Эдо (1603-1868), храмовый комплекс в конце-концов стал открыт для всех посетителей. Расположенный всего в 50 км от Токио, во второй половине эры Эдо остров Эносима превратился в один из наиболее популярных и многолюдных мест паломничества. Очевидно, буддистские элементы вроде статуи самой Бентен привлекали больше внимания, чем синтоистские боги, так что храм Эносима Дзиндзя оказался как бы в тени своей знаменитой соседки. Фактически, весь комплекс находился под контролем храмом, названным "Ивамото-ин" (сегодня это гостиница).

Возвращаясь в старину, следует отметить, что Эносима была также излюбленным объектом для рисовальщиков Укиё-э. Найдены ровно 254 досок с графикой в стиле Укиё-э, на которых изображен остров Эносима, среди авторов которых такие известные личности как Хиросигё Андо (1797-1858) и Хокусай Кацусика (1760-1849). Почти на всех видах присутствует гора Фудзи. Эти художники полагали, что гора Фудзи - хорошая пара Эносиме.

torii gateНакануне реставрации монархии (революция Мейдзи) в 1868 г., комплекс изобиловал постройками буддистского толка. В их числе ворота Ниомон, трехъярусная пагода, зал Энмадо, зал Обретенного Бога, зал Гома ("хома", на санскрите) и зал Каньнон. Новое правительство после Реставрации провозгласило официальной государственной религией Синтоизм. Комплекс Эносима Дзиндзя и элементы синтоизма внезапно оказались в центре внимания. Эносима должна была перемениться и отказаться от поддержки буддизма. Политика "Уничтожить Шакьямуни", инициированная правительством, вскоре заставила удалить из храмового комплекса все буддистские постройки. Статуи Бентен были выброшены.

Новая конституция страны, принятая в 1947 году, гарантировала свободу вероисповедания, так что буддистские статуи, в том числе Бентен, - были восстановлены. К сожалению, от былой славы не осталось и следа. Только имя "Эносимская Бентен" более известно, чем "Эносима Дзиндзя".

Современный комплекс Эносима Дзиндзя состоит из трех храмов и двух пещер.

(1) Храм Хецуномия {heh-tsu-no-me-yah} (вид спереди)

hetsunomiyaПервое, что видят посетители входа в ворота тории - Хецуномия, основной храм, посвященный богине Тагицухиме-но-микото, который был первоначально основан в 1206 г. Санетомо Минамото (1192-1219), третьим сёгуном Камакура. Храм состоит из трех построек: Хайден {high-den}, или часовня, Хейден {hay-den}, или зал клятвенных обращений к божествам , и Ходен или святая святых. Все они были перестроены в 1657 г.

Слева от храма виден восьмиугольный Хоанден, что означает "зал, где установлены священные предметы". Находящиеся здесь статуи являются копиями со статуй, находящихся в Юмедоно - небольшом священном деревянном сооружении храма Хорюдзи в г.Нара, только значительно меньших размеров. Посвящены они двум знаменитым статуям Бентен: обнаженной Бентен и восьмирукой. Обнаженная, молочно-белая статуя имеет высоту 54 см и изображает Бентен, которая, полускрестив ноги, играет на лютне, почему статую также называют Мюон (сладкозвучная) Бентен. Она считается покровительницей поп-музыкантов, актеров театра кабуки и т.п. Выполненная очень реалистично, с полным воспроизведением деталей тела, вплоть до женских гениталий, статуя зачастую вызывает недоуменные вопросы посетителей храма: почему она не одета? МОнахи отвечают иногда, что белая краска будет отшелушиваться под одеждой от валжного воздуха.

Другая статуя Бентен высотой (59 см) почти равна "нагой" Бентен, и имеет 8 рук, каждая из которых что-то держит, например меч, шар, хоцзу (персиковидный буддистский символ) и т.п. Хотя не подлежит сомнению, что эта статуя сделана в период Камакура (1185-1333), имя мастера осталось неизвестным. Со скрещенными ногами, она одета в карагину, или короткое кимоно, которое служит внешней накидкой в 12-слойном придворном наряде. Когда-то статуя была богато раскрашена. Согласно хроникам города Фудзисава, статуя была вырезана в период Камакура, а статуя "нагой" Бентен - после того.

В период Эдо статуи обычно устанавливали в глубине храма и посетители не могли видеть ее близко. Раз в шесть лет храм выставлял статуи на обозрение публике, то есть в годы Змеи или Кабана. (Подробности - на слово Eto в разделе Термины эпохи Камакура). В те годы Эносма была заполонена толпами посетителей, что умножало доходы храма.

hoandenПоскольку Бентен - это буддистский персонаж, ее статуи чуть не выбросили вскоре после реставрации империи Мейдзи в 1868 г. в ходе антибуддистского движения. Их переместили в угол зала Накацуномия, где с ними играла местная ребятня. При ближайшем рассмотрении нагой Бентен можно заметить, что ее левая рука ниже локтя, левая нога ниже колена и и правая лодыжка имеют несколько другой цвет по сравнению с остальным телом статуи. Они были утрачены во время восстановленя. Так получилось, что замененные части не выглядят, мягко говоря, родными. Настоящие подошвы, к примеру, должны были бы быть направлены слегка вверх, но это не так.

Статуи здесь выглядят скорее декоративными украшениями, чем объектами поклонения. Они выставлены на демонстрационном постаменте, а не скрыты в алтаре.

Хоанден открыт с 9:00 до 16:30. Билет: 200 йен.

(2) Храм Накацуномия {nah-kah-tsu-no-me-yah} (в центре)

Как отмечалось выше, этот храм был воздвигнут монахом Энином в 853 году и посвящен богине Ичикисимахиме-но-микото. Может показать странным, что буддистский священник воздвиг синтоистский храм, но слияние синто с буддизмом в те времена уже рассматривалось как передовое действие. Имеющийся храм был перестроен в 1689 г.

(3) Храм Окуцуномия {oh-koo-tsu-no-me-yah} (позади)

посвящен богине Тагирихиме-но-микото. Легенда утверждает, что богиня на зиму прячется в пещеру под скалой. Он возвращается оттуда в превый День месяца Змеи (апрель) и вновь прячется в пещеру в первый день месяца Кабана (октябрь) по лунному календарю. Храм имеет кровлю характерной формы иримоя {e-re-mo-yah} (широкие изогнутые по углам двойные черепичные крыши), хотя это сравнительно позднее строение: оно перестроено в 1842 г.

Потолок зала украшен известной фреской "Черепаха, плывущая во все стороны света" Хоицу Сакаи (1761-1829), которую прекрасно видно из любого места в зале.

(4) Пещеры

На южной стороне отвесного обрывистого берега острова имеются две пещеры. Чтобы попасть к пещерам посетителям нужно спуститься вниз по каменной лестнице из 220 ступеней.

cave Первая (западная) пещера имеет в ширину 13 метров у входа и простирается на 145 метров. На расстоянии 100 метров напротив входа находится статуя священника Кукея, за которой начинаются ответвления пещеры. По правую руку находится 39-метровая пешера, называемая Конго (т.е. "Бриллиант" или Вайрадхату, на санскрите), а по левую руку - другая, длиной 20 метров, - пещера Тайцо ("Матка" или Гарбакоша, на санскрите), в соответствии с учением школы Сингон о Дайничи Нюрей (на санскрите - Махавайрокана). Соединяя в себе буддизм и синтоизм, пещера также является местом обитания синтоистских божеств: в самой глубине правой пещеры сохранено святилище трех богинь, а по левую руку - богини Аматерасу {произносится как ah-mah-teh-rah-soo} - богини Солнца (см. также Shinto). В то же время пещера заполнена множеством каменных статуй в основном связанных с буддийской школой Сингон, и среди них нельзя найти объектов синтоизма, поскольку эта религия не исповедует идолопоклонства. Внутри пещера скудно освещена, а потому почти не украшена.

Местные шутники говорят, что пещера похожа на женское влагалище, и прежде всего - дальняя часть пещеры Тайцо. В 1971 году пещеры были на время закрыты из-за камнепада у входа в пещеру, в результате которого 9 человек получили травмы. Спустя 2 года, в апреле 1993 пещеры были открыты вновь. Количество посетителей к лету 1995 года превысило цифру 1 миллион. Эта пещера, вместе со статуей нагой Бентен, являются наиболее притягательными объектами для толп туристов.

Вторая (восточная) пещера, соединенная с первой, посвящена божеству дракона, которое в течение долгого времени почиталось как покровитель рыбаков. В дальнем конце пещеры находится скульптура свирепого дракона, окрашенная в зеленый цвет. Время от времени посетителей удивляют звуки искусственного грома.

Легенда утверждает, что этот божественный дракон (некоторые говорят, что эта змея 60-метровой длины жила в пещере) появился на виду Токимаса Ходзё (1138-1215), который был приемным отцом Ёритомо и первым регентом Ходзё, и посетил это место для молитвы за успех своих предприятий. Дракон, оставаясь за тремя скалами, пообещал, что просьбы Токимасы не останутся безответными . Эти три скалы стали официальным гербом рода Ходзё.

Пещеры открыты круглый год, причем в теплые месяцы с 9:00 до 17:00, и с 9:00 до 16:00 с ноября по февраль). Стоимость входа: 500 иен.

Другие сооружения и монументы

(5) Камень удачи Ваичи Сугиямы (мастер акупунктуры)

lucky stoneРодившийся в 1610 году семье самурая, он в юности потерял зрение. Для слепого - работа акупунктуриста, массажиста или окуривателя благовониями (moe kusa. - яп.) была в то время, пожалуй, лучшим занятием. Он выбрал профессию акупунктуриста. Но учение ему давалось хуже, чем он надеялся. Однажды он посетил Эносиму, чтобы вымолить у Бентен успехи в учебе, для чего в пещере подверг себя аскезе в течение трех недель, не выходя из пещеры. Когда после совершения этого обета он вышел из пещеры, то ударился о камень при входе и обнаружил в ноге глубокую занозу - сосновую иголку, причем иголка эта была в бамбуковой трубке! В его мозгу мелькнула великолепная идея. В работе акупунктуриста исключительную важность имеет вертикальность входа иглы. Ваичи стал использовать маленькую трубочку для обегчения вертикального протыкания кожи пациента. Эта техника стала иcключительно успешной и быстро распространилась. Сугияма даже вылечил заболевание пятого сёгуна Токугава - Цунаёши (1646-1709) и получил за это титул Кенгё, высший официальный титул для слепых. Эносимская Бентен стала его святой покровительницей. В знак признательности за свой великий успех, он оплатил постройку трехъярусной пагоды (снесена после революции Мейдзи), и построил 47 постоялых дворов между Эносимой и Фуджисавой на тропе паломников Токайдо, из которых 11 еще существуют. Часто посещать Эносиму для поклонения Бентен он не мог, если в нем нуждался сёгун Цунаёши. Как альтернативу, сёгун построил в резиденции Сугиямы маленький храм в честь Бентен. Он умер в 1694 г. в возрасте 84 лет. Кстати, камень, о который он ударился, находится около вторых ворот тории и называется "Камень удачи".

(6) Храм Ясака

Это строение примыкает к Хоанден. Как показывает имя Ясака, это подворье храма Ясака Дзиндзя в г.Киото и объект поклонения Суано-о-микото, японскому верховному божеству. Во время сооружения храма Ясака yasakaв девятом веке, однако, он назывался "Геон-ша" и был возведен как мольба о прекращении эпидемии, бушевавшей тогда в Киото. Бытовало поверье, что эпидемию побеждает Гоцу-тенно , или Гориша-девараджа на санскрите, который, как следует из буддистского учения, обитает в Гион Шоджа (Джетаванавихара, на санскрите. Это древний храм в Индии, возведенный в честь Шакьямуни), являясь божеством-защитником. После возведения храма Ясака и совершения молебна Гоцу-тенно эпидемия, бушевавшая в Киото, прекратилась. Впечатленные этими событиями, жители Киото стали почитать это божество.

Позднее в результате слияния буддизма и синтоизма, между Гоцу-тенно и Сусано-o-но-микото увеличилось сходство, поскольку функции этих божеств совпадали. Иначе говоря, Гоцу-тенно воспринимается как воплощение Сусано-o-но-микото. Как следствие, он служит основным объектом поклонения в храме Ясака и его подворья.

В храме ежегодно 14 июля проводится огромное празднество Мекоши, или шествие ковчегов к противоположному берегу залива.


(7) Ботанический сад

Этот сад имеет глубокую историю. Он был разбит английским купцом по имени Сэмюель Кокинг (1842-1914). Он прибыл в Японию в 1869 году сразу же после Революции Мейдзи для торговли произведениями искусства, но сколотил состояние, занявшись экспортом трав, прежде всего мяты. После женитьбы на японке, он купил гектар земли в Эносиме на имя своей жены, и построил оранжерею площадью 600 м2, в которой стал выращивать различные тропические растения. В те времена оранжерея была огромной диковинкой и привлекала множество посетителей. Она была открыта для доступа публики в 1880 году как Ботанческий Сад Эносимы. С течением времени название меняло владельцев, пока конце концов в 1949 году "обосновалось" в городе Фудзисава. В Ботаническом саду 165 видов и 5000 растений: его восстановили в апреле 2003 года под названием "Сад Сэмюэля Кокинга" в том виде, который ему когда-то придал сам Кокинг. На конец марта 2004 года количество посетителей обновленного сада достигало 500000 человек в год.

(8) Сайфукудзи

Расположен на другой стороне Ботанического сада Эносима, в народе называется Эносима Дайши. Открыт с 9:00 до 18:30. Вход бесплатный. Это первый и единственный буддистский храм на полуострове, восстановленный за прошедшие 125 лет после революции Мэйдзи. Сооруженный в 1993 году, он принадлежит школе Сингон, о чем свидетельствует слово Дайши , переводимое как "Великий Учитель", в данном случае имеется ввиду сам лично монах Кукей, основатель школы Сингон. В главном зале установлена красная 6-метровая статуя Фудо, или Неподвижного (Акаланатха на санскрите, имя одного из божеств - стражей буддийского закона).

Настоятель Экан Икегучи (р.1936 г.) широко известен среди последователей этой религиозной школы как несравненный мастер церемонии Гома ("хома" на санскрите) и имеет титул Дай (великий)-Ajari, или Акарья (монах) на санскрите.

saifukujiЛюбой имеет доступ в зал, который является основанием четырехэтажного здания, и называется залом Гома. Гома - это церемония изгнания дьявольских духов с помощью священного огня, наиболее часто проводимая буддистской школой Сингон. С высоты птичьего полета видна вся громада этого здания, возможно крупнейшего в синтоистском храмовом комплексе полуострова, хотя строение такого впечатления не производит. Сегодня за 1 миллион иен (пример но 8 тысяч долларов США) храм предоставляет любому желающему услугу установки памятного надгробья. Поскольку для захоронения нет свободного места на столь небольшом клочке земли, за эти деньги храм обязуется в течение 32 лет ухаживать за надгробьями и трижды в год проводить общую поминальную службу. Прах умерших пересылают в Конго-Будзи в на гру Коясан в префектуре Вакаяма, мекку школы Сингон, для группового сжигания.

Много это или мало 1млн. иен, каждый решает для себя сообразно своему доходу. Ощественное мнение сходится в том, что религия стала отраслью промышленности услуг, причем наиболее рентабельной услугой.

Примечания:

(1) как добраться до Эносимы. Пешая прогулка от станции Камакура до Эносимы может занять почти полтора часа. Если у вас нет времени на долгую прогулку, можно добраться до Эносимы на электричке. На одну из них до Эносимы нужно пересесть на станции Камакура на линию "Эно-Ден", что по-японски сокращение от "Эносима Дентецу" (Эносимская железная дорога) и начинается от западной стороны железнодорожной станции Камакура (ехать 26 минут за 250 иен). Другие способы: сойти на станции Офуна и пересесть на монорельс "Шонан", курсирующий между Офуной и Эносимой (ехать 14 минут за 300 иен); или пересесть на железнодорожную линию "Токайдо" и пересесть до Эносимы на станции Фудзисава, откуда две железнодорожные ветки ведут через Эносиму: одна - линия "Эносима" железной дороги "Одакю Дентецу" (ехать 7 минут за 140 иен) или опять же на ветку "Эно-Ден" (ходит между Камакурой и Фудзисава). Интервал движения 10-15 минут в дневные часы, ночью - реже.

(2) Два моста соединяют остров Эносима с материковым островом: один пешеходный построен в 1958 году, другой - автомобильный, построен в 1963, за год до летних олимпийских игр в Токио. Олимпийские гонки яхт проводились в Яхтенной бухте Эносимы. В период Эдо (1603-1868 гг.), люди ходили на остров по отмели, которая обнажается в сильный отлив. Когда отмель скрывалась под водой, носильщики переносили людей на своих плечах, причём оплата зависела от глубины воды.

(3) Лафкадио Патрик Хирн (1850-1904), принявший имя Якумо Коидзуми, в 1894 году написал книгу "Образы незнакомой Японии", в которой живописал свои впечатления об Эносима того времени, и которая с тех пор сильно изменилась. Эту книгу можно приобрести на сайте проекта "Гутенберг".

(4) Эносима была значительно интереснее до Второй мировой войны. Некоторые говорят, что она была японским эквивалентом Мон-Сент-Мишель entranceв Нормандии, а профиль берегой линии делал ее "Азиатским Майами". Заслуживает ли Эносима сегодня такой характеристики? Узкая дорожка, ведущая к Хецуномия и Окуцономия, забита сувенирными лавками и разнообразными закусочными. Три наружных крытых эскалатора общей длиной 106 метров, построенные в 1962 году, доступны за 330 йен. Почему для подъема на 62-метровую высоту понадобились эскалаторы? Путеводитель на английском языке называет такие механизмы "Автоматизированное поклонение". Окрестности выглядят просто очаровательно. Обзорная башня (ранее служившая маяком) справа от центра ботанического сада делает их ещё краше. (К своему 100-летию в 2002 году маяк был обновлен). Местная ежедневная газета поместила в разделе "Письма к редактору" мнение читателя об Эносиме, в котором читательница выражала своё разочарование от посещения Эносимы и утверждала, что полустров совсем не так уж и красив и желания повторно посетить его не возникает. В ответ местный житель порекомендовал посетить повторно Эносиму зимой, когда здесь стоит хорошая погода и может быть видна гора Фудзияма. С горой Фудзияма или без нее, но облик Эносимы за прошедшее столетие весьма значительно изменился. В 1934 году национальное правительство определило Эносиму как объект исторического наследия и эстетической ценности, однако лишило Эносиму этого статуса в 1960 году.

(5) Сколько человек посещают Эносиму ежегодно? Составленный Исо Муцу классический путеводитель по Камакуре "Камакура: факт и легеда", в 1920 году определил количество посетителей в 400 тысяч. По сведениям "Туристической ассоциации Эносимы", максимальное количество в 13 миллионов пришлось на 1995 год, однако с тех пор количество это значительно снизилось до примерно 8 миллионов человек в 2005 году. И это не уникальный пример для туристической отрасли Японии, сдающей позиции перед иностранными конкурентами. Японцу пребывание на курорте минеральных вод, скажем в Хаконе, обойдётся в 25 тысяч йен за ночевку с ужином и завтраком. Пребывание вдвоем обойдется в 50 тысяч за единственную ночь (следует внимательно заказывать места в японских гостиницах, поскольку места здесь часто указывают в расчете на одного человека, а не стоимость комнаты). Ну а теперь сравните, что за те же 50 тысяч йен можно съездить на 5 дней в Гонког или Сингапур, причем в стоимость будут включены перелеты, размещение, питание и обзорные экскурсии. В результате все больше и больше японцев выбирают путешествия за рубеж. Сегодня почти 16 миллионов япнцев или 12,8% населения страны ежегодно выезжают за рубеж, и число это стремительно растёт, несмотря на теракт 11 сентября 2001 года.


(обновление в ноябре 2005 г.)


Домой